НОВАЯ НАУЧНАЯ МОНОГРАФИЯ КОНСТАНТИНА АНДРЕЕВА

В Москве, в издательстве “Юриспруденция” вышла новая научная монография христианского адвоката, епископа церкви российских лютеран ЕЛЦ АИ Константина Андреева.

Книга с названием “Понятие и особенности тайны в рамках реализации конституционной свободы вероисповедания” посвящена исследованию нормативной природы субинститута религиозной тайны: ее признаваемые государством как подлежащие правовой охране виды, конституционно-правовое значение гарантий охраны религиозной тайны в общем объеме гарантий конституционной свободы вероисповедания, пределы признания государством религиозной тайны, содержание конституционного права на религиозную тайну, а также общественные отношения, складывающиеся по указанным вопросам.

Предметом исследования монографии выступили законодательство Российской Федерации, законодательство зарубежных государств, международные акты, устанавливающие правовые гарантии признания государством, правовой охраны и защиты религиозной тайны, документы судебной практики.

В монографии представлен оригинальный авторский подход к научной конституционно-правовой интерпретации понятия, содержания, природы и структуры религиозной тайны, ее видов и значения конституционно-правовых гарантий ее признания.

Книга адресована работникам правотворческих и правоприменительных органов, судьям, адвокатам, преподавателям светских и духовных образовательных учреждений, а также всем интересующимся проблемами государственно-конфессиональных отношений.

 

Предисловие к монографии:

В январе 1989 года Хесус Форнс, житель Бронкса в Нью-Йорке, в порыве раскаяния во время исповеди рассказал пастору церкви Сан-Игнасио Джозефу Тоулу, что он, с помощью друга, зарезал в одну из ночей 1988 года Хосе Антонио Риверу. Священник призвал убийцу обратиться в суд, чтобы попытаться предотвратить осуждение невиновного человека за это преступление. Форнс пообещал последовать совету, но в конце концов передумал. После этого Форнс и сам был убит в 1997 году. В условиях когда суд был готов вынести обвинительный приговор невиновному Хосе Моралесу за совершение убийства Хосе Антонио Риверы, пастор Джозеф Тоул решил в рамках светского уголовного процесса раскрыть ставшую ему известной из исповеди правду, что он и сделал. Его признание внесло определяющий вклад в освобождение Хосе Моралеса и Рубена Монтальво, которые, в противном случае, были бы ошибочно осуждены. Мировая пресса увидела в этом случае повод отметить, что жизнь человека была спасена благодаря «нарушению тайны исповеди»[1].

Тема религиозной тайны, оснований, условий, механизмов и пределов ее признания государством и, соответственно, правовой охраны и защиты, вне всяких сомнений, является одной из сложнейших в научном направлении конституционно-правового регулирования вопросов свободы вероисповедания и отношений между государством и религиозными объединениями. Тем более, вопросы и проблемы религиозной тайны крайне сложны в практической сфере. Смеем утверждать, что адвокатская практика по делам, связанным с религиозной тайной – это вообще единичный случай, хотя исповедь в христианстве – это более чем часто совершаемое религиозное таинство, но и помимо исповеди, как это прекрасно показано в представляемой монографии, существует еще целый ряд других видов религиозной тайны.

При этом тема религиозной тайны, в принципе, является практически неисследованной. Нет смысла затрагивать публицистику, в которой необъективно и, прежде всего, провокативно муссируются раздутые или откровенные вымышленные скандалы, касающиеся религиозной тайны. Рациональных зерен в таких публикациях, возникших из мотивации и интенций ненависти к христианству, обычно не бывает. Мы все же говорим о серьезных научных работах.

На основных европейских языках, как это показывает в своей монографии К.М. Андреев и как это и самому известно автору настоящего предисловия, увидело свет весьма и весьма ограниченное число научных работ, посвященных религиозной тайне или в существенной степени затрагивающих эту тему. А все буквально в единичном числе выходившие в России до этого момента научно-статейные и научно-монографические исследования касались этой темы лишь крайне поверхностно. Собственно, и публикации самого К.М. Андреева до весны 2014 года так же страдали этим недостатком. Но представляемая научная монография К.М. Андреева – это, действительно, новое слово и в конституционно-правовой науке, и в комплексном научном направлении в научном направлении конституционно-правового регулирования вопросов свободы вероисповедания и отношений между государством и религиозными объединениями. Более того, верифицирование источниковой основы представляемой монографии позволило прийти к выводу, что на сегодня данное издание представляет собой лучшее не только в России, но и в мире научно-юридическое исследование вопросов религиозной тайны. Лучшее – и по колоссальному объему привлеченных эмпирических данных (чего стóит один массив разысканных и реферированных К.М. Андреевым уникальных зарубежных судебных решений по теме исследования!), по задействованному более чем обширному объему нормативных источников по более чем двум десяткам зарубежных государств, но главное – по масштабам охвата предметно-объектной области и очень существенной глубине погружения в тему.

И, что очень важно, весь представленный в настоящей монографии научный материал – новый. Читатель не найдет  никакого парафраза. Даже те ученые-правоведы, которые десятки лет занимаются темой правового обеспечения государственно-конфессиональных отношений, смогут открыть в данном издании множество ранее неизвестных им моментов, существенно упорядочат свои познания по многим вопросам.

Невозможно не остановиться еще и на таком моменте. Полемика в СМИ по реальным фактическим случаям, ситуациям, вытекающим из религиозной тайны, оставляет больше вопросов, нежели ответов, но зато показывают такую реальность, которая буквально в клочки рвет всякую научную концепцию, в которой излишне самонадеянный автор попытался бы как-то выстроить научные представления о природе, содержании, видах и неопределенностях религиозной тайны.

И опять же, всё проблемное поле, заложенное в основу представляемой монографии (а К.М. Андреев не поостерегся брать в фокус самые сложные даже для осмысления, ни то что для разрешения научно-прикладные проблемы по исследуемой тематике) вполне поддается приложению к ней разработанной К.М. Андреевым сложноструктурной научной концепции, обладающей, помимо адекватности, также и определенной универсальностью. Ряд научных классификаций, авторских определений, описаний существенных признаков тех или иных явлений, заполнение каверн неизвестностей и неопределенностей. Перед нами, по существу, стройная теория, безусловно заслуживающая внимания.

Понятно, что, отнюдь, не все идеи, изложенные в монографии К.М. Андреева, бесспорны (и мы, к примеру, не со всем согласны в части идей автора относительно направлений совершенствования законодательства), но то, что они дают обильную пищу для размышлений, это факт.

Особенности развития феномена религиозной тайны ставят сегодня особые задачи перед российским законодательством. И новая научная монография К.М. Андреева, при её учёте, позволяет сделать отечественное законодательство чуть более комплиментарным к исторически представленным в нашей стране религиозным организациям.

 

Понкин Игорь Владиславович – доктор юридических наук, профессор Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), директор Института государственно-конфессиональных отношений и права, профессор.

 


[1] Morales Marileo Á.L.D., Paillaleve Almonacid R.E. El secreto religioso en el derecho chileno [Религиозная тайна ичилийское право]: Memoria para optar al grado de Licenciado en Ciencias Jurídicas y Sociales / Departamento de ciencias del derecho de Facultad de derecho de Universidad de Chile / Ed. profesor Guía: Carlos Salinas Araneda. – Santiago (Chile), 2007. – P. 10.