О некоторых вопросах судебной практики, связанных с религиозными праздниками

Кандидат юридических наук, адвокат Дмитрий Владимирович Иванов 

Аннотация: В статье рассматривается проблема, связанная с установлением в  республика Башкортостан нерабочими праздничными днями двух религиозных практиков и позиции Верховного Суда республики Башкортостан и Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу.

Ключевые слова: религиозные праздники, республика Башкортостан, праздничный нерабочий день

Одним из важнейших элементов современного Российского государства является соблюдение всех прав человека, независимо от национальности, расы, происхождения и вероисповедания. Данные положения закреплены в Конституции Российской Федерации, согласно положениям которой «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств»[1], и «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»[2].

В нашей многонациональной стране люди исповедуют разные религии, что не мешает им проживать вместе в одной стране, в одном городе, в одном доме, в одной семье. Это происходит на протяжении многих веков, с тех далеких времен, когда на Руси стали объединятся для совместного проживания разные племена и народы. Уже с момента возникновения Древнерусского государства в него помимо славян входили некоторые финские и балтийские племена[3]. Каждый народ имел свои обычаи, мог исповедовать свою религию. Но никто их не принуждал менять свое вероисповедание для того, чтобы объединиться в одно государство, наоборот, обычаи и нравы присоединявшихся настолько приходились по душе многим людям, что зачастую становились не просто общепринятыми, но и государственными праздниками, обязательными к исполнению.

Многие праздники современной России  произошли от обычаев и традиций совершенно разных народов, и зародились в далекие времена, когда наша страна была не такой большой по своим размерам, и жило в ней не столько национальностей, как сейчас. За длительный срок существования нашей страны произошел своеобразный синтез культурных традиций, народных обычаев и религиозных канонов, результатом которого стало появление новых общепринятых устоев   современных общества и государства. Важным, на наш взгляд, в данном случае является то, что эти обычаи и традиции народов, населяющих нашу страну, лишь объединяют нас, а некоторые из них стали государственными праздниками, почитаемыми и любимыми всей страной.

В то же время, необходимо учитывать, что согласно Конституции Российская Федерация является светским государством, и «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»[4]. И поэтому право на свободу вероисповедания, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними должно реализовываться с учетом данного обстоятельства. И здесь необходим поиск разумного компромисса. И когда в результате правотворческой деятельности возникают противоречия, вызванные в значительной мере различным толкованием правовых норм, в процессе разрешения возникающих противоречий резко возрастает роль суда.

Законом Республики Башкортостан “О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан” в Республике Башкортостан  были установлены следующие нерабочие праздничные дни – 11 октября – День Республики – День принятия Декларации о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики, Ураза-байрам и Курбан-байрам[5].

Отметим, что праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам являются религиозными. «Ураза-байрам» известен также как Праздник разговения— исламский праздник, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан. Ураза-байрам — один из 2 главных дней исламского календаря. Традиция празднования дня разговения ведёт своё начало со времён пророка Мухаммеда, с 624 года. Курбан-байрам — исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в память жертвоприношения пророка Ибрахима. В мусульманской традиции курбаном именуется все то, что приближает человека к Богу, а ритуальное заклание животного в праздничный день подразумевает духовное обращение к Богу.

Решение об установлении данных праздников основывалось на положениях пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”, который наделяет органы государственной власти в Российской Федерации правом объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях, закон является планомерной реализацией трудовых прав граждан и одновременно обеспечивает права граждан на отправление ими их религиозных убеждений и мировоззрений.

Однако некоторые граждане республики Башкортостан не были согласны с тем, что вышеуказанные праздники были объявлены выходными днями в республике. Гражданин Д. обратился в Верховный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующими абзацев 3 и 4 пункта 1 этой статьи, ссылаясь на противоречие Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, статьям 2, 3, 5, 112, 113 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и религиозных объединениях”.  При этом свои доводы он основывал на том, что оспариваемое им правовое регулирование установлено законодательным органом государственной власти Республики Башкортостан с превышением полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации федеральным законодательством, допускает дискриминацию прав граждан в сфере трудовых отношений, не относящихся к исламскому религиозному объединению.

Отказывая Д. в удовлетворении заявления, суд первой инстанции счел, что законодатель Республики Башкортостан, принимая оспариваемые заявителем положения, действовал правомерно, в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, не урегулированному федеральным законодательством, указав в частности в решении на то, что в Трудовом кодексе перечислены праздничные дни, отмечаемые на всей территории Российской Федерации. Но так как каждый регион Российской Федерации имеет свои национальные, исторические, религиозные и иные особенности и традиции и поэтому правоотношения, связанные с этими особенностями и традициями, не могут быть урегулированы на федеральном уровне. Также суд первой инстанции отметил, что в Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положение о том, что установление нерабочих праздничных дней является исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти. Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации своим определением от 31 августа 2011 года № 49-11-57 отменила решение Верховного суда республики Башкортостан и вынесла новое решение, в котором заявление Д. было удовлетворено[6].

Суд исходил, в частности, из следующих обстоятельств.

1) В силу статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, статей 1, 2, 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель, определяя двухуровневое нормативно-правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, действительно предоставляет субъекту Российской Федерации право принять так называемое опережающее законодательство, но лишь в случае, если тот или иной вопрос не урегулирован федеральным законом. После же принятия федерального нормативного правового акта законодательство субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации[7].

2) Праздничный нерабочий день, будучи по своей юридической природе категорией трудового законодательства, согласно статьям 106, 107 Трудового кодекса Российской Федерации является временем отдыха, то есть временем, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. При этом из текста названных статей 106, 107 Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с общими началами трудового законодательства следует, что наряду с другими видами времени отдыха нерабочий праздничный день относится к числу основ трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Следовательно, и принятие обязательных для применения на территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов по вопросам установления праздничных дней нерабочими, составляет предмет ведения федеральных органов государственной власти[8].

3) Каких-либо норм, предоставляющих субъектам Российской Федерации полномочия устанавливать нерабочие праздничные дни, ни в статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации, которой разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, ни в статьях 106, 107, 112, 113 Трудового кодекса, являющихся по своей сути нормами специального регулирования, не усматривается[9].

Поэтому судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации посчитала, что при таких обстоятельствах объявление нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации праздничных дней нерабочими означает превышение субъектом Российской Федерации нормотворческой компетенции. А суждение суда первой инстанции о том, что оспариваемое правовое регулирование обусловлено национальными, историческими, религиозными особенностями и традициями субъекта Российской Федерации, Верховный Суд РФ признал несостоятельным[10].

Но Президиум Верховного Суда РФ не  признал обоснованным суждение суда о том, что объявление религиозных праздников нерабочими праздничными днями на территории субъекта Российской Федерации не входит в компетенцию законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации,  и поэтому отменил определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 31 августа 2011 г. и оставил в силе решение Верховного суда Республики Башкортостан от 27 июня 2011 года[11].

Таким образом, на основе данного постановления Президиума Верховного Суда РФ можно сделать вывод, что с учетом национальных, исторических, религиозных особенностей и традиций законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими праздничными днями на своей территории.

 

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Закон Республики Башкортостан от 27 февраля 1992 г. N ВС-10/21 “О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан” (в редакции Закона Республики Башкортостан от 1 марта 2011 г. N 364-з)
  3. Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2011 N 49-11-57 «Об отмене решения Верховного суда Республики Башкортостан от 27.06.2011 и удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацы 3 и 4 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 N ВС-10/21 “О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан” (в ред. Закона Республики Башкортостан от 01.03.2011 N 364-3)».
  4. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 21.12.2011 N 20-ПВ11 «Об отмене определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 31.08.2011 г. и оставлении в силе решения Верховного суда Республики Башкортостан от 27.06.2011, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзацев 3 и 4 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 N ВС-10/21».
  5. Долгих Ф.И. История отечественного государства и права: Учебное пособие. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012.


[1] Часть 2 ст. 19 Конституции РФ.

[2] Статья 28 Конституции РФ.

[3] Долгих Ф.И. История отечественного государства и права: Учебное пособие. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. С. 24.

[4] Часть 1 ст. 14 Конституции РФ.

[5] Статья 1 Закона Республики Башкортостан N ВС-10/21 “О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан” (в редакции Закона Республики Башкортостан от 1 марта 2011 г. N 364-з).

[6] Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2011 N 49-11-57 «Об отмене решения Верховного суда Республики Башкортостан от 27.06.2011 и удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацы 3 и 4 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 N ВС-10/21 “О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан” (в ред. Закона Республики Башкортостан от 01.03.2011 N 364-3)».

[7] Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2011 N 49-11-57 «Об отмене решения Верховного суда Республики Башкортостан от 27.06.2011 и удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацы 3 и 4 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 N ВС-10/21 “О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан” (в ред. Закона Республики Башкортостан от 01.03.2011 N 364-3)».

[8] Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2011 N 49-11-57 «Об отмене решения Верховного суда Республики Башкортостан от 27.06.2011 и удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацы 3 и 4 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 N ВС-10/21 “О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан” (в ред. Закона Республики Башкортостан от 01.03.2011 N 364-3)».

[9] Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2011 N 49-11-57 «Об отмене решения Верховного суда Республики Башкортостан от 27.06.2011 и удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацы 3 и 4 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 N ВС-10/21 “О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан” (в ред. Закона Республики Башкортостан от 01.03.2011 N 364-3)».

[10] Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2011 N 49-11-57 «Об отмене решения Верховного суда Республики Башкортостан от 27.06.2011 и удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацы 3 и 4 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 N ВС-10/21 “О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан” (в ред. Закона Республики Башкортостан от 01.03.2011 N 364-3)».

[11] Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 21.12.2011 N 20-ПВ11 «Об отмене определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 31.08.2011 г. и оставлении в силе решения Верховного суда Республики Башкортостан от 27.06.2011, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзацев 3 и 4 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 N ВС-10/21».


Comments are closed.